Три главных правила использования зубной пасты

1. При выборе пасты исходите из текущей ситуации с зубами или проблемы, которая вас беспокоит.

2. Используйте утром и вечером разные пасты. Например, утром — отбеливающую, вечером — восстанавливающую эмаль.

3. Меняйте пасты со временем — не стоит пользоваться всю жизнь одной и той же любимой.

Какие бывают зубные пасты

Все зубные пасты делятся на гигиенические, лечебно-профилактические и лечебные.

Гигиенические зубные пасты предназначены для механического удаления с эмали остатков пищи и налёта.
В их составе нет лекарственных средств.

Лечебно-профилактические пасты предназначены для профилактики различных заболеваний полости рта: кариеса, гингивита, пародонтоза. Такие пасты обладают антисептическим и противовоспалительным действием.
Большинство из них подходит для ежедневной чистки.

Лечебные зубные пасты нужно использовать строго курсами — например, после хирургических вмешательств и других врачебных манипуляций. А также при выраженных стоматологических проблемах.

Запишитесь на консультацию, и доктора клиники «Стоматолог и Я» помогут вам грамотно подобрать как профилактическую зубную пасту на каждый день, так и эффективные средства для лечения конкретных проблем полости рта.

Что такое абразивность зубной пасты и какой она должна быть

Абразивность зубной пасты (индекс RDA) – это интенсивность ее воздействия на эмаль:

RDA 0-20 – пасты для детей до 3 лет.

RDA 20-50 – пасты для чувствительных десен и зубов.

RDA 50-80 – низкоабразивные пасты для ежедневного использования при отсутствии проблем с деснами и эмалью.

RDA 80-110 - среднеабразивные пасты c хорошими отбеливающими характеристиками. Могут использоваться ежедневно, по рекомендации врача.

RDA 90–110 — это среднеабразивные пасты. Они обладают хорошими отбеливающими свойствами и подходят для постоянного применения.

RDA 110 и более – абразивные пасты с сильным отбеливающим эффектом. Не подходят для постоянного применения и при высокой чувствительности зубов.

Состав зубной пасты

Выбирайте пасту, которая содержит минимум консервантов, красителей и пенообразователей (SLS). Зубные пасты всегда содержат активные, абразивные, связующие компоненты, а также пенообразующие и увлажняющие.

Что должно быть в составе хорошей зубной пасты

Фтор. Важное вещество, которое восстанавливает структуру эмали, укрепляет её, убивает бактерии, препятствует образованию налёта и развитию кариеса.
Содержание фтора должно соответствовать возрасту:
до 3 лет — до 200 ppm, до 7 лет — не более 500 ppm, до 14 лет — не более 1400 ppm.

Выбирайте пасты с фторидом натрия или аминофторидом.
Именно эти соединения оказывают самый сильный противокариозный и реминерализирующий эффект.

Кальций — основной элемент костной системы. Этот минерал укрепляет зубы и защищает их от кариеса.
Паста с кальцием способна устранить кариес в начальной стадии.

Для реминерализации эмали фтор и кальций одинаково важны, однако в сочетании они образуют нерастворимую соль и нейтрализуют действие друг друга.
Выход — чередуйте пасты с кальцием и фтором и следите за тем, чтобы в одной пасте не было соединений фтора и кальция одновременно.

Пирофосфаты. Предупреждают появление зубного налёта и камня, замедляют рост болезнетворных бактерий, которые вызывают кариес и неприятный запах.

Цитрат цинка. Антисептик, блокирует рост бактерий и затвердевание минералов, которые образуют зубной камень.

Ксилит. Один из самых эффективных природных компонентов для защиты от кариеса.
Активно борется с бактериями, восстанавливает эмаль и повышает её прочность, увлажняет полость рта.

Пероксид карбамида. Органическое соединение водорода. Мощное и самое эффективное средство для отбеливания эмали. Не повреждает эмаль.

Папаин, бромелаин. Натуральные ферменты, которые осветляют эмаль естественным образом. Дают более деликатный и не такой сильный эффект отбеливания, как пероксиды.

Хлоргексидин. Мощный антисептик, который обеззараживает, способствует заживлению ранок слизистой, убивает болезнетворные бактерии. В отличие от натуральных экстрактов, подходит для использования только курсами, так как может навредить и полезной микрофлоре полости рта.

Натуральные экстракты (кора дуба, шалфей, ромашка, и т. д.). Природные противовоспалительные и антисептические компоненты, которые можно использовать ежедневно.
Эффективная дополнительная терапия небольшой кровоточивости и воспаления дёсен.

Гидроксиапатит. Современное и эффективное средство для восстановления и обновления эмали.
Заполняет микротрещины и препятствует образованию кариеса.

Пептиды. Органические вещества, которые восстанавливают пораженную ткань дёсен за счёт нормализации её работы на клеточном уровне. В пастах, как правило, содержатся низкомолекулярные пептиды — пептиды тимуса, пептиды сосудов, пептиды хрящевой и костной ткани.

Чего не должно быть в составе зубной пасты

SLS/SLES. Благодаря им паста пенится — чем их больше, тем пышнее пена.
Вопреки популярному мифу, качество чистки не зависит от количества пены.
При частом использовании пасты с SLS/SLES разрушается защитный барьер слизистой полости рта, появляется сухость и даже аллергия.

Триклозан и триклогард. Сильные антибиотики, которые негативно влияют на иммунитет и микрофлору полости рта, убивают в том числе и полезные бактерии.
Но их используют при некоторых заболеваниях полости рта — курсами и по рекомендации врача.

Карбонат кальция. Входит в состав недорогих паст в качестве абразива.
Оставляет царапины на эмали, нарушает её структуру и способствует образованию ранних стадий кариеса — белых пятен.

Зубные пасты для чувствительных зубов

При чувствительных зубах выбирайте пасты с гидроксиапатитом, фтором или кальцием в составе. Они укрепят эмаль, снизят её чувствительность и не дадут проблеме появиться вновь.
Проблема чувствительности эмали требует тщательной и щадящей чистки — любое сильное воздействие может вызвать боль и сделать хуже. Если у вас зубы реагируют на горячее, холодное, острое, вам подойдут низкоабразивные пасты с RDA 20-30.

Особого внимания требует гигиена зубов с оголенными корнями.

Какая зубная паста защитит от кариеса и укрепит зубную эмаль

Кариес — самое распространённое заболевание в мире. Это патологический процесс разрушения твёрдых тканей зуба.
Он начинается с белого пятна и заканчивается пульпитом и различными септическими процессами с неизбежной потерей зуба.

Главная причина кариеса — это бактерии, которые выделяют кислоты. Они вымывают фтор и кальций из ткани зуба, ослабляют его. Ускоряет развитие кариозных бактерий частое употребление сладкого: углеводы — любимая среда для их размножения.
Также в группе риска зубы с истончённой эмалью: через микротрещинки бактерии проникают в дентинные канальцы и начинают разрушать зуб изнутри.

Самый важный этап эффективной борьбы с кариесом — ранняя диагностика проблемы и, конечно же, профилактика.
Убирайте налёт не реже чем раз в 12 часов.
Используйте пасты, в составе которых есть монофторфосфат натрия, фторид натрия, аминофториды, глицерофосфат кальция, ксилит. Они укрепляют эмаль, заполняют микротрещины и даже способны вылечить кариес на стадии белого пятна.

Дополните уход использованием ирригатора, чтобы очистить межзубные промежутки — место, где не справляется щётка и где чаще всего начинается кариес.
Профилактика кариеса особенно актуальна во время беременности, когда организм активно тратит огромное количество кальция. Поэтому нужно подбирать реминерализующую, противокариесную пасту.
В её составе не должно быть SLS, парабенов, синтетических красителей, высокого индекса RDA.

Зубные пасты при кровоточивости и воспалении десен

Нерегулярная и некачественная гигиена полости рта — одна из главных причин воспаления и кровоточивости дёсен.
Здесь нужен комплексный подход.
Выбирайте пасты с содержанием хлоргексидина, растительных экстрактов (коры дуба, шалфея, ромашки, и др.), аллантоина, эфирных масел (ментола, тимола).

На поздних стадиях заболеваний парадонта используются пасты с более мощными антисептиками: триклозан, двуокись хлора, цинк. Они помогают убрать неприятный запах, защитить дёсны от воспаления и замедлить накопление бактерий.

Всех их объединяет то, что они уничтожают не только болезнетворные микроорганизмы, но и, со временем, полезную микрофлору. Такие пасты можно использовать курсами не более 2–3 недель, в редких случаях — до 1 месяца.
В противном случае они могут вызвать дисбактериоз полости рта.

Зубные пасты для отбеливания

Причины потемнения эмали могут быть самыми разными — плохая чистка, курение, частое употребление кофе, чая, красного вина. Потемневшим зубам подойдёт паста с отбеливающим эффектом.
Если вы хотите вернуть естественную белизну или продлить эффект от профессионального отбеливания, выбирайте пасты с содержанием папаина, бромелаина, пероксида карбамида.
Налёт от красящих продуктов нужно снимать абразивными пастами, а осветлять дентин под эмалью — с помощью пероксидов. Так, пероксид карбамида — самый эффективный отбеливающий компонент.
А если паста содержит при этом различные укрепляющие и восстанавливающие вещества, вы получаете не только отбеливающий эффект, но и комплексный уход.

Может ли зубная паста удалить зубной камень?

Ежедневная чистка зубов удаляет налет – чистите зубы после каждого приема пищи для удаления мягкого налета.
Отсутствие регулярной гигиены приводит к зубному камню, для удаления которого потребуется визит к стоматологу.
Выбирайте пасты для ежедневного использования с абразивностью не выше 80 и содержанием фтора или гидроксиапатита не меньше 950 ppm.
Дополните уход использованием ирригатора и ополаскивателя для полости рта.

Как бороться с неприятным запахом

Неприятный запах изо рта (или галитоз) для многих становится причиной неуверенности в себе.
Незначительный запах изо рта по утрам — норма. Резкий неприятный запах, который преследует в течение дня, говорит о наличии какой-то патологии.

Причина галитоза — в образовании во рту летучих соединений серы, которые выделяют бактерии.
Происходит это из-за плохой гигиены, кариеса, воспаления дёсен, курения. Также галитоз может быть связан с заболеваниями ЖКТ, органов дыхания и почек, сахарным диабетом, приёмом медицинских препаратов, и т.д.

Многие производители говорят о том, что их пасты устраняют запах изо рта. На деле же, они его просто маскируют на время.

Выбирайте антибактериальную пасту. В составе должны быть активные компоненты, которые устраняют летучие соединения серы. В первую очередь это цинк. Только тогда паста будет не маскировать, а действительно решать проблему.
Также в состав могут входить масла эвкалипта и тимола, уголь.

Стоит дополнить уход ополаскивателем с теми же компонентами в составе.

А как насчет вкуса, запаха и консистенции?

Выбирайте исходя из собственных предпочтений.
Разнообразить будни помогут фруктовые вкусы паст Curaprox. У них есть необычные сочетания: арбуз и мята, яблоко и алоэ, ежевика и лакрица.

Из доступных паст можно поэкспериментировать со SPLAT и President.
У SPLAT вы найдете вкусы «Сибирские ягоды», «Малина», «Клубника» и даже «Чили». У President в серии Limited Edition есть три ярких вкуса: «Ягодный Смузи», «Мятный Лайм» и «Пряная Клюква».

В эстетическое удовольствие превратится чистка зубов с пастами Marvis. Они бывают со вкусами имбиря, жасмина, корицы, вишни, цитрусовых, лакрицы и ревеня.

Особенно важен вкус в детских пастах, ведь он не только нравится детям, но и помогает приучить малыша к рутинной процедуре ежедневной чистки зубов.

Но стоит оговориться: приятный вкус пасты не должен быть главным критерием её выбора.